Исследовательский центр
      Государство
      Общество
      Политика
      Экономика
      Образование
      События
      Разное

 
 
 

Платить ли школьнику за пятёрку?

Социологические опросы | 12 февраля 2007 года
Автор: Исследовательский центр портала Superjob.ru

Стоит ли поощрять школьника за отличные отметки деньгами или же товарно-денежные отношения в данном случае неуместны? Более половины российских мам и пап (55%) считают, что торговаться с собственным ребенком – дело неблагодарное.

Общий объём выборки: 1500 респондентов.
Время проведения опроса: 05 февраля 2007 года.
Исследуемая совокупность: экономически активные жители России в возрасте от 18 лет и старше, имеющие детей.

Вопрос:
Как Вы считаете, нужно ли поощрять школьника за хорошую учебу деньгами?

Мнения респондентов распределились следующим образом:

Да35%
Нет55%
Затрудняюсь ответить10%

Родители, сказавшие решительное нет денежному вознаграждению детей за хорошие отметки в школе (55%), объясняют это прежде всего тем, что учеба нужна самому школьнику, а не его родителям:
«...ребенок должен понимать, что он учится для себя, а не для родителей, осознавать ценность приобретаемых знаний для своей будущей жизни».
«У школьника должна быть в жизни цель к самообразованию, а не к деньгам».
«Деньги - это оплата труда, учеба – развитие самого себя».
«Нет, так как хорошая учеба для школьника – это базис для дальнейшей жизни и работы, а значит, он должен быть сам заинтересован в этом».
«Я считаю, что правильно воспитанный ребенок понимает, для чего ему нужны полученные знания. А копеечку зарабатывать он будет, когда вырастет».
«Для школьника главное - получить образование, а не заработать на этом денег!»
«Недопустимо платить за отметки, т. к. у школьников и так слишком разный социальный уровень из-за того, что у родителей разные уровни доходов. А так один родитель будет ребенку за высокие оценки давать 500 рублей, а другой за плохие будет дарить русскую машину вместо иномарки».
«Поощрять деньгами не надо, т. к. у детей строится представление, что в мире все на основе хозрасчета, а деньги ими трятятся на сигареты, спиртное и т. д.».
«Поощрение за хорошую учебу деньгами – это растление. Дети должны понимать, что хорошая учеба, равно как и достойное поведение, их обязанность».

Респонденты, для которых плата за хорошие отметки неприемлема, часто сравнивали подобную систему поощрений с выработкой условного рефлекса, стимулирующего ребенка лишь к получению хорошей отметки, а не знаний:
«Поощрять деньгами каждое деяние - значит превращать человека в дрессированную обезьянку: сделал – получи вкусное. У человека надо развивать более сложную мотивацию – работу на перспективу, целеустремленность»;
«Ребенок не собака Павлова»;
«Пусть получает знания в целях обучения, а не ради заработка»;
«Ребенок может настроиться не на результат (знания и их качество), а на получение оценок и зазубривание, дабы получить деньги!»

Положительно к денежному поощрению хорошей учёбы относятся 35% российских родителей. Их основной довод – учеба это та же работа, поэтому приучать к обращению с деньгами надо с детства:
«Такой стимул приучает к зарабатыванию денег (потрудился, показал хороший результат – получил деньги)».
«В этом состоит его работа».
«В обществе, помешанном на экономике, с детства надо приучать к денежным поощрениям. Более того, за плохую учебу школьника надо штрафовать».
«Я считаю, что учеба для ребенка - это такая же работа, как и для взрослого. Стало быть, она должна поощряться именно материально, может, не всегда деньгами, а, например, какими-нибудь подарками».
«В жизни денежный фактор будет основным, поэтому он должен знать, что за хорошую работу он найдет достойную оплату».

Однако часть респондентов, выбравших этот вариант ответа, согласны оплачивать пятерки лишь «в пределах разумного» или «периодически», поскольку, по их мнению, «излишне баловать ребенка не стоит», к тому же «большинство школьников тратят деньги не на то, что нужно, а на всякую гадость, вредящую здоровью».

С мнением большинства российских родителей согласны и психологи, считающие, что, платя школьникам за хорошую учебу, родители нарушают сам принцип построения отношений в семье, где общение должно базироваться на бескорыстной взаимопомощи и любви. Поощрять же ребенка можно и нужно, но делать это рекомендуется не с помощью купюр. Хвалите своего ребенка, чаще демонстрируйте вашу веру в его успех, и тогда его отношение к учебе, да и к вам тоже, будет строиться на заинтересованности, стремлении стать лучше, а не на банальной выгоде.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

поделиться поделиться класс твитнуть

Код для вставки в блог



Не нашли нужного Вам обзора на сайте?
Подпишитесь на «Зарплатомер» и всегда будьте в курсе ситуации на рынке труда!



Другие статьи



Подписка на результаты новых исследований

© Перепечатка в любых СМИ, в том числе в Интернете, возможна при условии прямой активной ссылки на портал Superjob.ru.
Другие статьи