Исследовательский центр
      Государство
      Общество
      Политика
      Экономика
      Образование
      События
      Разное

 
 
 

Маркетинг, реклама, PR в 2015 году: обзор рынка труда

Обзоры зарплат | 29 октября 2015 года
Автор: Исследовательский центр портала Superjob.ru

Представляем вашему вниманию обзор рынка труда в сфере маркетинга, рекламы, PR в 2015 году, подготовленный Исследовательским центром портала Superjob.

Динамика спроса и предложения

За 9 месяцев 2015 года в сфере маркетинговых коммуникаций (маркетинг, реклама, PR) выросло и количество вакансий (на 18%), и количество резюме (на 34%).

Спад спроса отмечался с февраля по апрель: в этот период было размещено меньше вакансий, чем в первом месяце года. В мае и сентябре зафиксированы пики роста (+16% и +18% вакансий соответственно).

Рекорд февраля, когда число резюме взлетело на 38%, остался недосягаемым в течение всего последующего периода. Неравномерная динамика соискательской активности в первые месяцы года меняется с мая на постепенный устойчивый рост количества резюме.


Быстрее всего растет спрос на персонал в маркетинге (+35% вакансий к началу года). В рекламе и PR число вакансий сильно колебалось в течение года (в сфере PR пик пришелся на май), по итогам 10 месяцев уровень спроса примерно такой же, как и в начале года.


Начало года (февраль) характеризуется резким всплеском соискательской активности: число резюме тогда выросло более чем на треть. В течение первого полугодия интенсивность поиска работы в сегменте «Маркетинг» плавно снижалась, а в сегментах «Реклама» и «PR» в мае и марте произошло довольно резкое падение (в среднем на 22% в обоих сегментах). Со второго полугодия ситуация с поиском работы становится спокойной, отмечается небольшой и постепенный рост числа резюме. В итоге в сегменте «Маркетинг» резюме по сравнению с январем больше на 14%, в сегментах «Реклама» и «PR» — на 6% и 5% соответственно.



Конкурс на вакансию

Конкурс среди соискателей за исследуемый период вырос на 14% (с 2,4 до 3 резюме на вакансию). Пик конкурса (из-за увеличения активных соискателей) пришелся на февраль (4,2 резюме на вакансию), самое низкое значение показателя зафиксировано в мае (2,5 резюме на вакансию). С июля резких перепадов в динамике не наблюдается, конкурс остается на уровне 3—3,2 резюме на одну вакансию.


Конкуренция в сегменте «PR» наиболее жесткая: максимум здесь составляет 14,6 резюме на вакансию (февраль), минимум не опускается ниже 9,2 резюме на вакансию (май).

Средний конкурс в сегментах рекламы и маркетинга за 3 квартала составляет 8,9 и 3,5 резюме на вакансию соответственно. В сегменте «Маркетинг» конкурс уже полгода держится на одном уровне, в сегментах «Реклама» и «PR» есть тенденция постепенного роста конкурса на рабочие места.


Конкурс в крупнейших городах

На региональных рынках самый низкий конкурс в сфере маркетинговых коммуникаций (маркетинг/реклама/PR) отмечается в Омске и Екатеринбурге (1,7 и 2,4 резюме на вакансию соответственно). Волгоград (14,7) и Уфа (11,5) лидируют как города с самой высокой конкуренцией в данной отрасли.

Город Соотношение «предложение / спрос»
Москва 3,5
Санкт-Петербург 4
Волгоград 14,7
Екатеринбург 2,4
Казань 3,6
Нижний Новгород 6,1
Новосибирск 5
Ростов-на-Дону 7,3
Омск 1,7
Пермь 5,7
Самара 5,1
Уфа 11,5
Челябинск 6,5
Таблица 1. Количество резюме в расчёте на одну вакансию в сфере маркетинг/реклама/PR в сентябре 2015 г. по отдельным городам

Мобильность рабочей силы

В целом по России в сентябре работодатели рассматривают иногородних соискателей на каждую третью маркетинговую вакансию (33%). По сравнению с началом года спрос на иногородних работников снизился (в январе – 37% вакансий). Доля соискателей, готовых к переезду ради работы, не изменилась и по-прежнему составляет 15%. В Омске сказывается дефицит персонала. При конкурсе в 1,7 резюме на вакансию 88% вакансий адресовано соискателям из других городов и регионов.
В Санкт-Петербурге компании, напротив, практически не готовы приглашать иногородних кандидатов на должности в сфере маркетинга (4,3% вакансий для иногородних).

Соискатели работы в маркетинге обычно не согласны на релокацию. Чаще всего готовы сменить место жительства ради работы жители Челябинска (22,6%). Наименее мобильны москвичи и новосибирцы (13,5% и 13,6% соответственно).

Город % соискателей, готовых к переезду % вакансий для иногородних сотрудников
Москва 13,5 26,2
Санкт-Петербург 14,5 4,3
Волгоград 19,5 40,8
Екатеринбург 14,8 54,3
Казань 16,9 40,6
Нижний Новгород 17,2 55,2
Новосибирск 13,645,8
Ростов-на-Дону 17,4 46,2
Омск 19 88,4
Пермь 16,3 45,3
Самара 14,2 46,2
Уфа 16,5 57
Челябинск 22,6 42,2
Таблица 2. Показатели мобильности рабочей силы в сфере маркетинговых коммуникаций, октябрь 2015 года


ТОП-10 запросов прямых работодателей на поиск специалистов, Россия

Чаще всего работодатели ищут менеджеров по маркетингу (21% от всех запросов на поиск специалистов в сфере маркетинговых коммуникаций). На втором месте менеджеры по рекламе (11%), почти столь же велик спрос на аналитиков (10% запросов). PR-специалисты немного более востребованы, чем бренд-менеджеры и менеджеры по маркетингу (9% и по 8%) соответственно.

Вакансии на полный рабочий день % запросов
1 Менеджер по маркетингу 21
2 Менеджер по рекламе 11
3 Аналитик 10
4 PR-менеджер 9
5 Бренд-менеджер 8
6 Продакт-менеджер 8
7 Трейд-маркетолог 7
8 Дизайнер 6
9 Менеджер по развитию 6
10 Интернет-маркетолог 5
Таблица 3. Наиболее востребованные специалисты в сегментах маркетинг, реклама и PR, октябрь 2015 г.

Динамика заработных плат в сфере маркетинговых коммуникаций

Зарплатные предложения в сфере маркетинговых коммуникаций в 2015 году показывают небольшую, но в целом положительную динамику. К началу октября зарплаты по сравнению с началом года поднялись на 2%, и пока это максимальный рост за год.


Для некоторых позиций работодатели готовы повышать зарплаты выше среднего уровня (т.е. больше, чем на 2%). Например, с начала года предложения для менеджеров по маркетингу выросли на 9%, по 8% прибавили продакт-менеджерам и менеджерам по развитию. Также компании увеличили предложения для бренд-менеджеров (+6%) и PR-специалистов (+4%).

ТОП-5 позиций, средние зарплатные предложения для которых выросли, Москва

Позиция Январь 2015 Октябрь 2015 Изменение за 10 месяцев, %
Менеджер по маркетингу 55 000 60 000 9
Продакт-менеджер 85 000 92 000 8
Менеджер по развитию 65 000 70 000 8
Бренд-менеджер 80 000 85 000 6
PR-менеджер 55 000 57 000 4

Портрет соискателя, ищущего работу в сфере маркетинговых коммуникаций

  • Чаще всего ищут работу в сфере маркетинговых коммуникаций женщины (70%) и соискатели в возрасте до 30 лет (61% от всех соискателей;
  • Среди соискателей вакансий этой сферы преобладают люди в возрасте от 25 до 29 лет (35%);
  • Большинство соискателей не состоит в браке (74%) и не имеет детей (66%);
  • 77% — окончили высшие учебные заведения;
  • 56% соискателей на момент размещения резюме не имели постоянной работы;
  • Средний стаж работы на последнем месте — 2,1 года;
  • На свободном уровне владеют английским языком 6% соискателей, на разговорном — 16%;
  • В среднем по стране зарплатные ожидания мужчин составляют 45 000 руб., женщин — 35 000 руб. Запросы столичных соискателей значительно выше — 65 000 руб. и 55 000 руб. соответственно;
  • Соискатели с высшим образованием ориентированы на более высокую зарплату. В Москве кандидаты с дипломом вуза хотели бы зарабатывать в среднем 60 000 руб., что в полтора раза больше, чем запросы соискателей со средним профессиональным образованием;
  • Свободное знание английского языка также позволяет соискателям повысить зарплатные ожидания, в Москве они составляют в среднем 76 000 руб. Не знающие английского языка соискатели рассчитывают в среднем на 45 000 руб.;
  • Максимальный уровень зарплатных ожиданий демонстрируют соискатели в возрасте 40—49 лет. Чаще всего они имеют дополнительное образование и опыт работы на руководящих должностях.

  • Характеристика Распределение резюме, % Среднее зарплатное ожидание, руб. (Россия)* Среднее зарплатное ожидание, руб. (Москва)*
    Пол
    Мужской 30 45 00065 000
    Женский 70 35 00055 000
    Возраст
    до 24 лет 26 30 00040 000
    24-29 лет 35 40 000 55 000
    30-34 года 18 50 00065 000
    35-39 лет 9 60 00075 000
    40-44 года 5 60 00080 000
    45-49 лет 4 60 00080 000
    50-54 года 2 56 00075 000
    от 55 лет 1 55 00060 000
    Знание английского языка
    На свободном уровне 6 60 00076 000
    На разговорном уровне 16 50 00070 000
    На уровне чтения документации 6 50 00065 000
    На базовом уровне 41 40 00055 000
    Не знают английский язык 31 30 00045 000
    Наличие работы
    Безработные 56 35 00050 000
    Работающие 44 50 00070 000
    Готовность к переезду
    Готовы к переезду 18 45 00065 000
    Не готовы к переезду 82 40 00060 000
    *Тип работы – полный рабочий день
    Таблица 4. Основные характеристики соискателей в сегментах «Маркетинг», «Реклама» и «PR», октябрь 2015 года

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

    поделиться поделиться класс твитнуть

    Код для вставки в блог



    Не нашли нужного Вам обзора на сайте?
    Подпишитесь на «Зарплатомер» и всегда будьте в курсе ситуации на рынке труда!


    Другие статьи



    Подписка на результаты новых исследований

    © Перепечатка в любых СМИ, в том числе в Интернете, возможна при условии прямой активной ссылки на портал Superjob.ru.
    Другие статьи