64% россиян считают, что школьное образование в России сейчас хуже, чем было 10 лет назад

Социологические опросы | 27 августа 2015 года
Автор: Исследовательский центр портала Superjob.ru

Большинство россиян критикует современную систему школьного образования, уровень практических навыков и умений выпускников. Наши соотечественники хотят, чтобы школа уделяла больше внимания урокам труда, риторики и этикета, выяснил исследовательский центр портала Superjob, опросив представителей экономически активного населения из всех округов страны.

Большинство россиян уверено, что современное школьное образование сейчас хуже, чем 10 лет назад: этой точки зрения придерживаются 64% граждан. Каждый десятый, напротив, считает, что образование за последнее десятилетие изменилось к лучшему. 6% полагают, что никаких изменений не произошло. Каждый пятый затруднился с ответом. Мужчины чуть чаще видят плюсы в современной системе образования (11 и 8% соответственно). Женщины чаще критикуют нынешнюю школу (66% против 62% среди мужчин). Молодежь чаще, чем люди старшего возраста, считает, что современное образование лучше, чем 10 лет назад (12% против 8%).

Основные нарекания к современной школьной системе — множество образовательных программ («Мы выросли, получая образование, которое было одинаковым по всей стране и стандартным…»), неглубокие знания («Весь материал проходят поверхностно, т.к. нацелены все время на тестирования в школах, дети знают даты, но не больше…»), бюрократия («Много бумажной волокиты и отчетности, преподавателям остается очень мало времени на выполнение своих профессиональных обязанностей»), отсутствие устных экзаменов («ЕГЭ не показывает объективность знаний ученика…») и дороговизна так называемого, «бесплатного», образования («Навязывают платные услуги в виде дополнительных занятий, без которых валят на контрольных и экзаменах, не давая нужного материала на уроках»).

О плюсах современной школы респонденты отзывались куда лаконичнее: к достоинствам новой системы образования отнесли возможность получения новых знаний, развивающих кругозор и общую эрудированность («Школьная программа насыщается новыми знаниями, которые стали известны в последнее десятилетие…»).

Мы попросили респондентов оценить по 5-балльной шкале, насколько современное российское школьное образование способствует развитию у детей практических умений и таких характеристик, как критическое мышление, внимание, воображение и память, и выяснили, что наши соотечественники в среднем оценивают способность школы развивать эти качества «на троечку». Лучше всего, по мнению респондентов, школа развивает память (средний балл — 3,1). Хуже всего — практические умения (средний балл — 2,5).

Большинство россиян уверено, что школа не дает достаточного количества полезных практических навыков и умений (63%). О достаточном уровне подготовки говорили только 19% опрошенных. Еще 18% затруднились определить свою позицию. Показательно, что чаще других о том, что школа не дает практических знаний и навыков, говорит молодежь до 24 лет, т.е. недавние выпускники (69%).

На вопрос, какие практические навыки или умения нужно преподавать в современной российской школе, 18% респондентов утверждали, что больше всего нашей школе недостает трудового обучения — домоводства, основ электрики, столярного и плотницкого дела и т.п.

Среди основных навыков, упущенных современной системой образования, респонденты часто называли коммуникативные навыки (9%) и этикет (8%). Еще 7% считают, что нужно углублять знания по основам безопасности жизнедеятельности и способам выживания в нестандартных условиях. Столько же россиян уверены, что современных школьников нужно готовить к работе на компьютере: изучать программы, учиться машинописи и методу слепой печати.

6% респондентов хотели бы вернуть в школу профориентацию.

Школьников необходимо обучать финансовой и правовой грамотности (6 и 5% респондентов соответственно). Еще 5% считают, что нужно усилить спортивную подготовку, ввести занятия по самообороне и боевым искусствам.

По 4% опрошенных предлагали введение в школьный курс уроков логики и уроков доброты, гуманизма и толерантности.

Способы оказания неотложной помощи, половое воспитание, автовождение, основы религии, основы предпринимательства, НВП и психология — эти курсы считают необходимыми для преподавания в школе по 3% россиян. Столько же опрошенных считают, что современным ученикам нужно погружение в иностранные языки: больше часов учебной нагрузки и общение с носителями языка.

О недостаточном развитии патриотизма и творческих способностей, отсутствии самостоятельности, навыков поиска и обработки информации у современных детей говорили по 2% респондентов.

Другие не столь популярные направления для развития школьников предложили 15% россиян. Среди них садоводство, навыки взаимодействия, основы культуры, забота об окружающей среде, здоровое питание, основы стиля, здоровый образ жизни, дисциплина, скорочтение, стрессоустойчивость, философия и проч.

8% опрошенных советуют современной школе обратить внимание и добавить часы на основные предметы: литературу, историю, русский язык, математику. Еще 4% россиян считают, что нужно просто вернуться к советской системе образования.


Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 285
Время проведения: 23—24 июля 2015 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России в возрасте старше 18 лет
Размер выборки: 1600 респондентов

Вопрос:
«На ваш взгляд, современное школьное образование в России в целом лучше, такое же или хуже, чем 10 лет назад?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Вариант ответа Все Пол Возраст, лет Ежемесячный доход, руб.
муж жен до 24 25-34 35-44 45 и старше до 24999 25000-34999 35000-44999 от 45000
лучше, чем десять лет назад 10% 11% 8% 12% 8% 11% 8% 11% 7% 9% 8%
такое же, как десять лет назад 6% 6% 6% 6% 6% 5% 6% 7% 6% 5% 7%
хуже, чем десять лет назад 64% 62% 66% 64% 65% 64% 62% 65% 66% 70% 65%
затрудняюсь ответить 20% 21% 20% 18% 21% 20% 24% 17% 21% 16% 20%


Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 204
Время проведения: 23—25 июля 2015 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России в возрасте старше 18 лет
Размер выборки: 1600 респондентов

Вопрос:
«Пожалуйста, оцените по 5-балльной шкале, насколько современное российское школьное образование способствует развитию у детей следующих характеристик, где 5 — способствует в полной мере, 1 — совсем не способствует».

Ответы респондентов распределились следующим образом:



Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 286
Время проведения: 23—24 июля 2015 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России в возрасте старше 18 лет
Размер выборки: 1600 респондентов

Вопрос:
«Одни люди считают, что школьное образование в России дает достаточное количество полезных практических навыков и умений выпускникам, другие полагают, что школьное образование не дает достаточного количества практических навыков и умений выпускникам. С каким мнением согласны лично вы?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Вариант ответа Все Пол Возраст, лет Ежемесячный доход, руб.
муж жен до 24 25-34 35-44 45 и старше до 24999 25000-34999 35000-44999 от 45000
С первым — школьное образование в России дает достаточное количество полезных практических навыков и умений выпускникам 19% 18% 21% 19% 21% 21% 15% 15% 15% 20% 22%
Со вторым — школьное образование в России не дает достаточного количества полезных практических навыков и умений выпускникам 63% 63% 63% 69% 59% 61% 65% 62% 68% 66% 57%
Затрудняюсь ответить 18% 19% 16% 12% 20% 18% 20% 23% 17% 14% 21%


Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 167
Время проведения: 23—24 июля 2015 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1000 респондентов

Вопрос:
«Напишите, пожалуйста, какие практические навыки или умения нужно преподавать в современной российской школе?» (открытый опрос)

Ответы респондентов распределились следующим образом (у респондентов была возможность указать необходимое количество вариантов ответа):

Ответы респондентов Кол-во респ.
Трудовое обучение (основы электрики, столярное, плотницкое дело, ремесла) /
домоводство (приготовление пищи, рукоделие)
18%
Риторика, коммуникативные навыки 9%
Этика, этикет 8%
Обратить внимание на основные предметы: русский язык, литературу,
математику, историю и проч.
8%
ОБЖ, основы выживания 7%
Компьютерные навыки, машинопись, метод слепой печати 7%
Экономика, финансы, бухучет 6%
Профориентация / способствовать самоопределению детей, развивать их индивидуальные способности 6%
Спорт, боевые искусства, самооборона 5%
Право, юриспруденция 5%
Логика, мышление 4%
Вернуть советскую систему школьного образования 4%
Общечеловеческие ценности: гуманизм, милосердие, толерантность 4%
Правила оказания неотложной помощи, медицина 3%
Половое воспитание, основы семейной жизни 3%
Автовождение, автодело, ПДД 3%
Иностранные языки 3%
Религиозное воспитание 3%
Бизнес, основы предпринимательства, тайм-менеджмент 3%
Начальная военная подготовка, стрельба 3%
Психология 3%
Патриотизм 2%
Навыки поиска и обработки информации 2%
Самостоятельность 2%
Искусство: музыка, танцы, ИЗО 2%
Другое (садоводство, навыки взаимодействия, основы культуры,
забота об окружающей среде, здоровое питание, основы стиля,
здоровый образ жизни, дисциплина, скорочтение, стрессоустойчивость,
философия и проч.)
15%
Затрудняюсь / не хочу отвечать 16%


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

поделиться поделиться класс твитнуть

Код для вставки в блог



Не нашли нужного Вам обзора на сайте?
«Зарплатомер» поможет вам быть в курсе ситуации на рынке труда!


Другие статьи



Подписка на результаты новых исследований   Прайс-лист на аналитические исследования

© Перепечатка в любых СМИ, в том числе в Интернете, возможна при условии прямой активной ссылки на портал Superjob.ru.
Другие статьи