29 июня 2018 года

Анна Беспалова, бизнес-тренер компании «Ренессанс страхование»: кто такой фасилитатор и зачем он нужен

Кто такой бизнес-тренер и что он делает?

Все зависит от компании и задач, которые перед тренером ставятся. Если говорить в общем, то бизнес-тренер — это специалист, который занимается обучением сотрудников. Если подробнее, то это специалист, который определяет тонкие места в работе сотрудников и подразделений, переводит их на язык навыков, объясняя, что необходимо развивать для повышения эффективности работы, определяет подходящие инструменты развития, формирует и реализует программы тренингов, поддерживает развитие после проведенного обучения.

Кроме того, тренер может участвовать в построении корпоративной системы обучения и развития, курировать HR-проекты, проводить корпоративные сессии — стратегические, принятия решений, генерации идей. В нашей компании круг задач шире, чем только реализация программ обучения.

 

Как стать бизнес-тренером, какими навыками нужно обладать?

История каждого тренера своя. Кто-то много лет работает в бизнесе и, достигнув определенного уровня экспертизы, начинает передавать свой опыт внутри компании. Кто-то сразу определяет для себя это направление. А для кого-то эта профессия становится новым витком развития — кардинальной сменой деятельности.

Любая профессия требует базовой подготовки, знания методологии. Тренер снимает запрос, разрабатывает программы, насыщая их необходимыми инструментами (упражнениями, заданиями, формами обучения), работает с группой, не только транслируя контент и организовывая практику, но и поддерживая вовлеченность, управляя групповыми процессами. Поэтому тренерские компетенции связаны и с работой с информацией, и с работой с людьми.

Российской Академией Бизнес Образования разработана модель тренерских компетенций, которая включает в себя 4 блока — разработка тренинга, проведение тренинга, формирование и поддержание тренинговой среды, оценка эффективности и поддержание результатов тренинга. Если не вдаваться в подробности, то в эти блоки входят следующие навыки: выяснение потребности и определение цели, разработка дизайна тренинга, навыки презентации и коммуникации, управление групповой динамикой, навыки обратной связи, подбор и разработка методических инструментов (заданий, упражнений), посттренинговое сопровождение.

 

Где учиться?

Тренинг тренеров — это must have. Он дает методологическую основу. Причем у меня есть твердое убеждение, что тренинг тренеров не должен быть одноразовой двух- или трехдневной программой. Много компетенций — много подготовки. Модульная программа подготовки с промежуточными заданиями — лучший вариант.

Я училась у Марка Кукушкина, у Жанны Завьяловой, у Елены Сидоренко. Кроме того, есть школы Михаила Молоканова, Института тренинга АРБ ПРО и другие.

Учиться у коллег — тоже верный способ развития. Например, часто проводятся вечерние встречи с приглашением прекрасных спикеров — 2 часа в тренерской тусовке и возможность понаблюдать, послушать, узнать, посоветоваться.

Саморазвитие — это важная задача тренера. И не только в части профессии и бизнеса. В программы тренер вносит много от себя — метафоры, примеры, юмор. Чем богаче тренерский культурный слой, тем интереснее участникам.

 

Анна, один из инструментов бизнес-тренера — это фасилитация. Расскажите об этой практике подробнее. Зачем это нужно?

Фасилитация — это организация процесса групповой работы, направленная на достижение группой договоренностей, поставленных целей. В структуре тренинга фасилитация используется как один из инструментов организации групповой работы, вовлечения участников.

Если мы говорим о фасилитации как самостоятельном инструменте, то это специально организованные встречи, ведущий которых приводит группу к конструктивным решениям, используя специальные инструменты управления процессом обсуждения, координируя действия участников встречи. Фасилитируемые встречи решают проблему траты времени на выяснение отношений и обсуждение не относящихся к теме встречи вопросов, проблему отсутствия вовлеченности участников, невозможности прийти к консенсусу и, следовательно, принять итоговые решения.

Фасилитатор организует процесс работы так, чтобы задачи встречи были решены с учетом мнения всех участников, решения были зафиксированы, а результат проделанной работы приносил удовлетворение.

 

Что лучше — внутренний бизнес-тренер или тренер со стороны?

И снова — все зависит от задач. Если в компании есть потребность в постоянном обучении сотрудников базовым навыкам, есть задачи регулярного обучения и развития определенных категорий сотрудников, если необходимо обучение большого количества сотрудников компании по разным темам и направлениям на постоянной основе, то внутренний тренер необходим.

Плюсы внешнего тренера — в свежем взгляде, в аккумуляции опыта разных компаний, в специфической экспертизе и, зачастую, в статусе.

Существует практика приглашения внешних тренеров для обучения топ-менеджмента, для реализации новых и сложных задач обучения и развития, для передачи новой программы в работу внутреннему тренеру, с целью встряхнуть сотрудников, дать новое видение, современные инструменты. Каждая компания формирует свои подходы.

Мы приглашаем внешних экспертов для проведения тренингов под запросы подразделений, для проведения больших сессий, для обучения или оценки определенных групп сотрудников. Основные программы проводит команда внутренних тренеров, они же разрабатывают новые тренинги и курсы, курируют HR-проекты.

 

Если в компании нет бизнес-тренера и нет бюджета на тренера со стороны, кто внутри компании сможет провести фасилитацию?

Навык фасилитации — это компетенция, по которой требуется дополнительное обучение. Не все тренеры являются фасилитаторами, не все фасилитаторы проводят тренинги. Получить и развить эти навыки можно независимо от профессии и должности — было бы желание и возможность практиковаться. Обучаются навыкам фасилитации руководители разных уровней, ИТ- и HR-специалисты, коучи, просто заинтересованные в развитии люди. Это навык будет полезен всем, кто проводит встречи, совещания, переговоры.

Если нет внутреннего фасилитатора, провести встречу может HR. Вопрос в подготовке сценария и знания инструментов. Инструменты есть в открытых источниках, в социальных сетях есть группы специалистов в области фасилитации — можно проконсультироваться, познакомиться с кейсами и даже пригласить начинающего фасилитатора для проведения сессии за вполне умеренную плату или на добровольных началах для получения опыта.

 

5 советов, как правильно организовать фасилитацию.

1.      Общаться с непосредственным заказчиком: только поговорив с заинтересованными лицами, вы сможете разобраться в запросе.

2.      И снова — общаться с непосредственным заказчиком! У вас точно будут возникать вопросы в процессе разработки сценария, его согласования. Пока нет понимания целей и результатов сессии, нужно продолжать встречаться.

3.      Понимать, кто будет участниками встречи: кто эти люди, как взаимодействуют, как относятся к обсуждаемому вопросу.

4.      Четко договариваться о планируемом результате. И вы, и заказчик должны понимать, к чему группа должна прийти в итоге, в какой форме будет реализован этот результат, что можно успеть сделать за отведенное время, а что — нет.

5.      Предлагать разные варианты реализации задач сессии — иметь в «чемоданчике» базу инструментов.

И еще. На самой сессии слушать. Всех. Даже тех, кто мало высказывается. И, может быть, их особенно.

 

Интервьюер: Кристина Мохорева, специалист пресс-службы Superjob.

Тел.: +7 495 783-90-50,  доб.2775, k.mokhoreva@superjob.ru

поделиться поделиться класс твитнуть
13 июня
Вышел июньский номер журнала «Зарплатомер», в котором вы найдете обзоры зарплат административно-офисного персонала.
В рамках договоренностей, достигнутых на форуме SkolkovoRobotics 2018, Superjob и Национальная Ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР) создали отраслевой сервис для компаний и специалистов, занятых в области робототехники.
12 июня
О самом важном: о демографии, безработице, модернизации и роботизации, мигрантах, образовании, назревших реформах и о том, как Superjob борется с пробками, — рассказал президент и основатель Superjob Алексей Захаров в интервью блогеру Камиллу Ахметову.
30 мая
Интервью с Ольгой Бодровой, HR-директором корпорации «Баркли».
Все новости одной страницей
Ближайшие события
22 ноября
24 ноября
27 ноября
29 ноября
4 декабря
7 декабря
10 декабря
17 декабря
Смотреть все события