30 мая 2018 года

Екатерина Гаврилова, основатель и генеральный директор DigitalHR: «Рекрутинг в любой компании завязан на нетворкинге»

Екатерина, расскажите, пожалуйста, где учились и кем работали до основания агентства?

Я училась в ВШЭ на факультете бизнес-информатики и параллельно работала в системном интеграторе на проектах внедрения. Потом у меня появилась возможность поработать в рекрутинге, и я поняла, что работать в этой сфере для меня — наиболее правильный выбор. Я закончила бакалавриат, тогда у меня уже был опыт работы 2 года в рекрутинге, поступила в магистратуру и начала делать DigitalHR.

А что именно подтолкнуло основать своё агентство?

Это было решением, которое даже не приходилось принимать. Как будто другого выбора не было.

Какой была ваша команда и как вы делили обязанности?

В первый год нас было четверо. Основной функцией был рекрутинг, но для того, чтобы быстро закрывать позиции, нам нужно было очень активно работать с социальными сетями, поэтому каждый из нас был ещё и SMM-менеджером.

Какой у вас штат сегодня?

Сейчас нас 16 человек.

Удаленная работа или офисная?

Основная команда работает в офисе.

Говорят, фаундеру нельзя оставаться в стороне от рекрутинга? Почему?

Нельзя сказать, что это какое-то правило. Если говорить про меня, я считаю, что одно из важных качеств в профессии рекрутера – это иметь внутреннее любопытство. Разбираться, почему один человек перешел в другую компанию. Задумываться, почему из одной компании человек скорее всего подойдет на эту позицию больше. Знакомить определенного заказчика с подрядчиком, чтобы у тебя складывались все «пазлы». Если не заниматься рекрутингом, то получается просто роль CEO, но кому-то, может, это по душе.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы попасть к вам в команду?

Крайне важно, как я уже говорила, чтобы человек был любопытным. Второе: чтобы понимал ценность человека как личности. Нельзя оценивать кандидата через свою личную призму. Мы никогда не даем оценку тех качеств кандидата, которые не важны для работы. Мы уважаем личность и не ставим себя выше другого человека. Этот же подход транслируется на коммуникацию внутри команды: у нас горизонтальная структура, и нельзя не ценить своего коллегу. Уважение к другим — это крайне важно, ты это же всё транслируешь на взаимоотношения с кем угодно, например с подрядчиком, который привез в офис воду. А ещё наш сотрудник обязательно должен быть ориентирован на результат. Если мы даем обещание, что найдем специалиста на открытую вакансию, то держим его.

Какие задачи сейчас решаете?

Каждый день появляется что-то новое, потому что рекрутинг и кандидаты, с которыми мы работаем, сильно меняются. У нас уже несколько лет самым эффективным инструментом является реферальная программа. Это когда наши кандидаты рекомендуют хороших других специалистов.

А можете подробнее про реферальную программу рассказать?

Когда любая позиция приходит нам в работу, первое, что мы делаем — общаемся с лидерами сообществ. У каждого из наших рекрутеров выстроены взаимоотношения с профильным сообществом: это зависит от функционального деления внутри команды по языкам программирования или по маркетинговым каналам. Лидеры сообществ могут говорить в таком духе: пообщайся с этими пятью людьми, мне кажется, они начинают смотреть рынок. Дальше мы уже встречаемся с кандидатами.

То есть нетворкинг не основан на денежных поощрениях?

Нет, у нас система win-win. Есть, конечно, и денежные системы, но я бы не сказала, что они работают лучше.

А если говорить про вашу команду DigitalHR, вам в наборе помогает нетворкинг?

70-80% нашей команды — это знакомые знакомых. Большинство людей в нашей команде — это люди, которые работали в отрасли Digital/IT и которым был просто интереснее найм. То есть мы прокачиваем специалиста в рекрутинге, но человек уже знает предметную область полностью. И в Штатах я очень много рекрутеров встречала именно с таким опытом. У них системные администраторы, диджитал-маркетологи, аккаунт-менеджеры легко переходят в рекрутинг.

Если говорить про смежные компетенции, люди, которые приходят из IT-области, в основном интроверты, а рекрутинг больше про общение, про экстравертов. Насколько сложно таким людям выстраивать нетворкинг и постоянно общаться?

Я бы не сказала, что у нас вся команда из экстравертов. Те, кто работает с командой IT, как раз понимают, что разработка ценит личное пространство. И они во взаимодействие с ними вступают так, чтобы не нагрузить. Они знают, в какой момент они могут звонить, а в какой надо написать сообщение. И здесь я очень доверяю их мнению. Нетворкинг как раз не говорит о том, что ты должен быть невероятно активным. Все знакомятся по-разному. Я, например, эмоциональный человек и много жестикулирую, а есть интроверты, которые, меня увидев, испугаются. А вот у нашей IT-команды способ общения совсем другой. Нетворкинг — он не про то, что ты должен набирать какое-то количество визиток, он про то, что ты находишь человека, с которым тебе есть что обсудить. И вы можете дать друг другу что-то полезное. Если этого не происходит, у вас нет общей темы, то и нетворкинга из этого не случится никогда. Это не про количество, а про качество контактов.

Расскажите про комьюнити, которое сейчас есть на рынке труда

Любое сообщество строится на интересах, которые его объединяют, и есть локальные встречи профессионалов, где все друг друга знают. У нас эти группы не всегда выходят в цифры 30–100, и я считаю, что это должно измениться в будущем. Потому что за рубежом ты можешь на любом митапе встретить человека, который тебе с радостью может рассказать, как решить твою проблему. У нас эта система только зарождается. Например, митапов для разработчиков стало очень много, и они там между собой общаются, решают проблемы отрасли, и это очень здорово.

Екатерина, есть IT-митапы, которые делают только для женщин. За границей это развито, а у нас нет. А что с рекрутингом, есть ли мероприятия для мужчин?

Я знаю, что несколько HR-мужчин приглашают друг друга в бар посидеть чисто мужской компанией. Я не часть их сообщества по гендерным признакам, поэтому меня не приглашают, возможно есть что-то и ещё.

Поделитесь кейсом, как нетворкинг помогает в закрытии вакансий

Когда к тебе приходит вакансия growth-хакера, а ты понимаешь, что для неё уже есть подходящий кандидат, с которым вы познакомились на конференции для маркетологов. Но всегда крайне важно взять на него рекомендации, и не обязательно мы берем их с предыдущего места работы, мы можем обратиться к нашим общим знакомым на рынке.

Обращаетесь ли вы за советами к коллегам по рынку? Отзывчивы ли они?

Был переходный момент в моем личном взрослении. Когда ты молодой и суперамбициозный, ты думаешь, что уже всё знаешь. А потом в какой-то момент понимаешь, что ты лимитирован и есть уже какие-то новые практики, которые стоит обязательно попробовать. Сейчас я всегда запрашиваю обратную связь у коллег по рынку, потому что могу что-то упустить. Кто-то отзывчивый, кто-то — нет. Но я перестала бояться спрашивать, потому что понимаю, что если я не спрошу, то последствия могут быть гораздо хуже.

Екатерина, сколько лет вы уже в HR?

Восемь.

Какой совет могли бы дать начинающему HR-специалисту?

Сейчас крайне важно погружаться в ту область, в которой работаешь. Например, если ты занимаешься рекрутингом в области финансов и аудита, то тебе важно знать, как там всё происходит, какой есть карьерный рост внутри, почему люди выбирают именно эту специализацию, какие есть основные работодатели и как люди могут мигрировать из одной компании в другую, какая у них зарплатная политика. Приходя в эту профессию, нужно быть готовым не только к тому, чтобы проводить собеседования, но и уметь погрузиться в ту отрасль, в которой работаешь.

Екатерина, вы упоминали о зарубежных рынках, у вас был опыт работы за границей?

Я ездила на стажировку в США. Есть бесплатная конкурсная программа Russian Business Leaders, когда ты едешь по своей специализации и проходишь стажировку в течение месяца в американской компании. Я работала в компании, которая занимается рекрутингом для крупных компаний и стартапов. Это всё организует американское консульство. Всем рекомендую в этом поучаствовать: https://russianbusinessleaders.org/ .

Чем отличается нетворкинг в США от нетворкинга в России?

Когда я была в Штатах и взаимодействовала с заказчиками, я была удивлена, что кандидаты честно отвечают на собеседованиях на вопросы о том, какие задачи они уже решали, а какие — нет, какие сертификаты у них есть, а каких — нет, но они готовы этому научиться. У нас тоже некоторые так отвечают, но открыто о том, что чего-то не знают, боятся говорить, потому что боятся получить негативную обратную связь. А ещё на встречах ты можешь спокойно подойти к кому-то и сказать: «Я из России, помоги мне решить такую-то проблему, расскажи, как вы это делаете». И они просто проговаривают, как это делают внутри. У меня были скайп-звонки с большим количеством профессионалов, и им было не жалко потратить эти 30 минут. Хорошо, что и к нам тоже приходит культура менторства. Как раз те митапы, которые у нас проходят, нацелены на то, чтобы люди друг с другом коммуницировали! Ещё у американцев есть момент: несмотря на то что ты девушка, ты можешь первой подойти, пожать кому-то руку и начать коммуницировать. А если это сделать в России на конференции, то на тебя могут странно посмотреть.

5 правил грамотного нетворкинга:

  1. Уважайте личное пространство собеседника.
  2. Не гонитесь за количеством контактов. Главное — качественный результат.
  3. На митапе задача не продать вакансию, а подружиться.
  4. Умейте признаваться собеседнику, что вы чего-то не знаете.
  5. Всегда будьте готовы отдавать что-то взамен. Делитесь своей экспертизой.

 

Интервьюер: Кристина Мохорева, специалист пресс-службы Superjob.
Тел.: +7 495 783-90-50,  доб.2775, k.mokhoreva@superjob.ru

поделиться поделиться класс твитнуть
30 мая
Интервью с Ольгой Бодровой, HR-директором корпорации «Баркли».
29 мая
Интервью с Анной Сидняковой, HR-директором RBK.money.
28 мая
Подводим итоги 3D-квеста от Superjob.
21 мая
Начните писать желаемую должность в соответствующее поле вашего резюме и обратите внимание на подсказки, которые будет делать вам наш сервис.
Все новости одной страницей
Ближайшие события
11 сентября
18 сентября
27 сентября
3 октября
4 октября
19 октября
Смотреть все события